22.10.2018
Земля – наш общий дом, а человек – часть природы. Для решения этой цели мне помогают книжки – пособия «Окошки в твой мир», детская художественная литература, ряд же дидактических пособий изготавливаю своими руками. Знакомлю детей с проблемами загрязнения окружающей среды, как экология влияет на здоровье людей. Человек – хозяин Земли, для своего блага он использует леса, моря, горы, недра, животных и птиц. Он оказался плохим хозяином: уничтожая леса, истребил много птиц, зверей, рыб, построил заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют воду. Мы с детьми ходили на экскурсию к фабрике, которая перерабатывает руду, а отходы выпускает в тайгу. На этом месте ничего не растет; нет ни травы, ни цветов, ни деревьев, а сплошная серая трясина. На наглядном примере делаем выводы: опасно пить воду из открытых источников. В групповой комнате проводили опыт -- пропускали грязную воду через фильтр. На экскурсии «У дороги» показала детям, как загрязняют машины растения вдоль дороги. Поэтому нельзя собирать ни грибы, ни ягоды вдоль дороги. Учу детей и бережному отношению к природе: не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки, не оставлять мусора в тайге. С этой целью проигрываем вместе с детьми ситуации «Плохо – хорошо», учим стихи о цветах, деревьях, грибах, насекомых; праздники, развлечения «Туристический поход», «Знахарские посиделки», «Осенние подарки», «Осенние встречи», «Осенний бал» (экология), «Ребятам о зверятах».
Учимся различать лекарственные растения и ядовитые; знакомимся с простейшими способами использования некоторых лекарственных растений для лечения.
Нам он – как хороший друг –
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник)
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
(Ромашка)
Применяю игры «Распутай путаницу», «Узнай меня», «Что, где растет?», «Что лечит?», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Кто, где живет?» (насекомые), «Отгадай, какое это насекомое». С помощью разных ситуаций изучаем правила поведения при встрече с насекомыми, при общении с собаками и кошками. Что надо помнить, когда гуляешь в парке, в лесу.
В этом блоке знакомлю детей с природным явлением – гроза, ураган, наводнение, землетрясение:
Если загремит гроза,
В страхе закрывать глаза
Неразумно и смешно.
Надо закрывать окно.
С этой целью отгадываем загадки, разучиваем стихи, поговорки. С помощью игр «Как защитить себя», «Помоги другому» - закрепляем знания об экстремальных ситуациях и правилах поведения при их возникновении. Проводим с детьми музыкальные конкурсы, КВН, викторины.
Правила поведения на льду, на воде учим с помощью художественных произведений «На льдине», «Серая Шейка», «Чудаки», «Рассказ водолаза». Почему Емеля из сказки «По щучьему велению» не боялся ходить к проруби? Почему ведьма смогла утопить Аленушку? (Какое правило безопасности нарушила Аленушка?)- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» .
Не ходи зимой по льду:
Можешь ты попасть в беду –
В лужу или в полынью –
И загубишь жизнь свою».
«Если в речке тонет друг,
Если он идет на дно,
Кинь ему веревку, круг
Палку, мяч или бревно.
Обсудили с детьми темы: «Предметы, которые необходимо взять с собой при переходе замерзшей реки», «Что нужно взять с собой на пляж?». Весной проводила опыт со льдом - свойства хрупкости льда. Провожу игры, эстафеты: «Найди, кто правильно переходит речку, а кто может угодить в беду», «Найди ребят, которые нарушают правила поведения на воде», «Что нужно спасателю?», «Узнай сигнал тревоги», «Хорошо – плохо».
В играх «Спасатель», «Спаси утопающего» дети закрепляют знания о работе спасателя.
Разучиваем с детьми песни о бережном отношении к природе. «Не обижай муравья», «Про лягушку» (сл. Викторова, муз. И. Якушенко), «Про лягушек и комара» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко), «Кисонька» (сл. И. Черницкой, муз. Л. Емельяновой), «Вот такие чудеса» (сл. Н. Беренгора, муз. А. Филиппенко), «Тяв – тяв» (сл. Ю Разумовского), «Осенние частушки» сл. Кукушкиной, «Красная книга» (муз. Д. Тухманова).
Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете!
С детьми придумали и нарисовали знаки безопасности в природе, где дети проявили свои знания и творчество.